ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ НА ЛЕТО
Впереди лето – самая интересная пора отпусков взрослых и детского отдыха. Проведите максимально больше времени со своим ребенком, ведь он так этого ждет!
Именно в летний период родители могут больше времени проводить с детьми, закрепляя полученные речевые навыки. А это лучше выполнять играя! Важно помнить, что поставленные звуки за летний период могут «потеряться». Такие случаи бывают. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Поэтому родителям рекомендуется:
✅ Ежедневно делайте артикуляционную гимнастику.
✅ Используйте приведенные упражнения для тренинга силы и длительности выдоха:
🔻 обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
🔻 пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
🔻 надувать воздушные шарики;
🔻 стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
🔻 учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
🔻 играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
✅ Развивайте мелкую и общую моторику:
🔻 учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки;
🔻 собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.;
🔻 выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);
🔻 играйте с глиной, мокрым песком;
🔻 играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
🔻 учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах;
🔻 рисуйте на асфальте цветными мелками.
✅ Развивайте словарный запас ребенка в процессе летних путешествий, новых впечатлений от поездок, походов в лес, экскурсий в музеи, дворцы, парки, посещение театра, цирка, дельфинария и т.д.
Следите за своей речью и речью ребёнка, сразу же исправляйте ошибки! Заучивайте стихи, чистоговорки, загадки, потешки, маленькие рассказы с поставленными проблемными звуками, читайте им сказки, детские журналы, совместно отгадывайте загадки, учите стихи. А вечером беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком).
✅ Игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Они способствуют активизации речевого развития детей. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:
🔻 «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
🔻 «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
🔻 Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Съел Слава сало, да сала было мало!
У Василиски глазки лиски, у лиски глазки Василиски!
Проворонила ворона воронёнка.
🔻 «Общие слова».
🔻 Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
🔻 Ребёнку предлагается назвать одним словом: например, роза, ромашка, лилия, пион – это…
🔻 «Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
🔻 «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
🔻«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
🔻 «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой – либо звук, сначала – любые слова, а потом – по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
🔻 «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
Например: ложка - ложечка, стул - стульчик и т.д.
🔻 «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
🔻 «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
🔻 «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
🔻 «Что из чего?»
Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.
Например: кожа – кожаные перчатки, кожаный мяч, кожаные сапоги, кожаная сумка… (Дерево…металл …стекло… бумага…резина …)
🔻 «Пять действий»
Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.
Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…
(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)
🔻 "Подбери словечко"
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);
Старый- (дом, пень, человек, ботинок);
Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);
Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);
Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.
🔻 «Мир животных»
Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела
Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…
(Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …
Крылья есть у … Клыки есть у … и т.д.)
🔻 «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
Пополните багаж знаний вашего ребёнка яркими впечатлениями и ощущениями. И самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.
Приятного, яркого вам отдыха!