ПОДБОР ПЕРСОНАЛА. СПОСОБЫ ПОИСКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СОТРУДНИКОВ
Все компании нуждаются в сотрудниках. В одних компаниях потребность персонала небольшая, а в других может исчисляться десятками и сотнями сотрудников. Компании прибегают к различным методам подбор персонала и, как правило, эти методы зависят от численности сотрудников в компании. Рассмотрим некоторые из этих методов.
Поиск сотрудников ведётся внутри самой организации. Как правило, если в организации высвобождается место руководителя того или иного уровня, то по внутрикорпоративным каналам сотрудников извещают об этом. Сотрудник, заинтересовавшийся этой вакансией, может предложить свою кандидатуру. Начальник, под чьим руководством работает соискатель, даёт ему соответствующую характеристику. Этот метод прост, не требует никаких затрат, поддерживает преданность сотрудников компании, т. к. сотрудники видят, что продвигают своих и, видимо, будут лучше работать в надежде сделать карьеру в данной компании. Но этот метод имеет также существенные недостатки: нет притока свежих сил в компанию, а руководители, рекомендуя своего сотрудника на вакансию, могут исходить из своих корыстных побуждений, например, они желают избавиться от неугодного сотрудника.
Поиск по рекомендациям своих сотрудников ведётся, как правило, на первичные вакансии (набор рабочих и рядовых специалистов). Этот метод, как и первый, хорош тем, что не требует затрат, ведь у каждого работника найдутся знакомые или родственники, находящиеся в поиске работы. Но, сотрудник, рекомендующий своего родственника или знакомого, не может профессионально оценить кандидата, он может быть заинтересован в том, что в компании будут работать его союзники, или, желая прослыть добрым другом, порекомендует своего знакомого. Таким образом, в основе этого метода лежит не профессионализм, а выгода рекомендующего.
Подбор персонала с помощью СМИ помогает привлечь множество кандидатов на вакансию. Затраты на объявление в СМИ небольшие. В настоящее время большим преимуществом в поиске кандидатов обладает интернет, в котором имеется множество job-сайтов, пользующихся большой популярностью из-за доступности для каждого, кто ищет работу. Даже, находясь на рабочем месте, человек может посмотреть и заинтересоваться вакансией другой компании, которая предлагает более выгодные условия. Конечно, сотрудникам по работе с персоналом следует понимать, на каком сайте эффективнее помещать ту или иную вакансию, правильно составлять текст объявлений, для того, чтобы отсечь заведомо неподходящих кандидатов или, наоборот, привлечь как можно больше людей. При поиске сотрудников с помощью СМИ приходит достаточно много кандидатов, поэтому потребуется много времени, чтобы выбрать подходящего сотрудника.
Подбор персонала при помощи кадровых агентств является наиболее привлекательным для компаний-заказчиков в случае поиска высококвалифицированных, опытных специалистов. Как правило, хорошие кадровые агентства имеют обширные базы данных, дающие возможность подобрать не только специалиста, находящегося в поиске работы в настоящий момент, но и обратиться к работающему специалисту. Разумеется, успех зависит от чёткости критериев, заявленных компанией-заказчиком специалистам кадрового агентства, а также от оперативности работы агентства. Недостатком этого метода является немалая стоимость услуг агентства.
Поиск сотрудников в учебных заведениях производят, как правило, крупные компании, которые ориентируются на молодых, энергичных, талантливых людей. Представители компаний приезжают в учебные заведения и рекламируют свою компанию, как перспективную, заботящуюся о нуждах своих сотрудников. Они рекрутируют студентов последних курсов в свою компанию. Часто предлагают прохождение практики для студентов с тем, чтобы присмотреться к ним и выбрать для работы самых талантливых. Сегодня многие компании понимают необходимость вкладывать деньги в кадры вплоть до того, что оплачивают учёбу своих сотрудников. Этот метод достаточно перспективен. Многие компании во всём мире используют его.
Поиск сотрудников через службу занятости используется компаниями лишь для подбора низкоквалифицированного и малооплачиваемого персонала. Зарплата «белая» и «черная», используемая некоторыми организациями, не позволяет эффективно сотрудничать с государственной службой занятости. Среди населения бытует мнение, что в службе занятости никакую «приличную» вакансию не найти. А жаль, т. к. именно этот метод поиска сотрудников мог бы иметь хорошую перспективу для компаний из-за отсутствия финансовых затрат. Итак, нами рассмотрены основные методы поиска персонала. Не существует идеального метода, с помощью которого можно было бы без особых временных и материальных затрат найти высококлассного специалиста. Обычно компании используют сразу несколько методов поиска персонала. А далее осуществляется отбор кандидатов.
http://mas-prom.ru/articles/16-searchpersonnel