Случаи с проблемами из-за тонировки не редкость, но не все знают насколько далеко, инспекторы имеют право заходить.
Превышение норм тонировки стекол автомобиля – не редкий аргумент гаишников. Про какие-то проценты и нормы затемнения слышали все, но точно знают лишь некоторые. Более того, даже при превышении нормы тонировки, инспекторы не вправе арестовывать автомобиль, штрафовать водителя, сдирать тонировочную пленку или снимать номера.
Остановив затонированный автомобиль, сотрудники ДПС обычно встречают водителя фразами вроде «Слишком глухая тонировочка. Надо бы снять». Аргументируют подобные заявления пунктом 7.3 Перечня неисправностей, при которых запрещается использовать транспортное средство. Упомянутый пункт гласит, что запрет может быть вынесен, если на автомобиле «установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». После озвучания причины остановки, гаишники обычно предлагают или оплатить штраф размером 500 рублей или содрать тонировку, или снять номерные знаки. Причем снимать знаки сами они не будут, иначе рискуют получить совершенно обоснованное обвинение в самоуправстве.
Однако к упомянутому пункту существует примечание, в котором ясно сказано, что «разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727−88». Отсюда понятно, что не любая тонировка – нарушение. А значит, процент затемнения надо определять. Чего инспектор сделать не может и даже больше, не имеет права. Для этого есть технадзор.
Разрешенная светопропускная способность для лобового стекла – не менее 75%, для передних боковых – не менее 70%. Уровень затемнения может измеряться четырьмя приборами: «Тоник», «Блик», «Свет» или «Растр», которые должны быть сертифицированы и проверены Государственной метрологической службой на исправность и верность показаний. Об этом должна свидетельствовать справка. Проверки подобная техника должна проходить не реже чем раз в полгода. Все прочие устройства использовать запрещено. Пользоваться этими приборами (измерять уровень затемнения стекол автомобиля) могут только сотрудники технадзора и только на стационарном посту, но не ДПС. Это говорится в постановлении Верховного суда РФ. И кроме штрафа (500 рублей) за нарушение норм и предупреждения, никаких других санкций кодекс не предусматривает. Штрафовать за тонировку имеют право, опять же, только сотрудники технадзора.
Еще одним аргументом в борьбе за правомерность использования тонировки является талон техосомотра. Его наличие уже доказывает разрешение на эксплуатацию автомобиля. Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. №297, пункт 13.9 гласит, что «Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр». Поэтому обвинить водителя в административном правонарушении можно лишь в случае, если машина остановлена на стационарном посту, где есть сотрудник технадзора с одним из перечисленных выше приборов.
Инспектор может доставить водителя на стационарный пост, но для этого потребуется протокол задержания транспортного средства. А задерживать автомобиль нет никаких оснований.
В случае, когда вы уверены в своей правоте, а инспектор пытается приписать вам необоснованные и недоказанные нарушения, вы всегда должны иметь под рукой хотя бы диктофон (а лучше видеокамеру), чтобы в дальнейшем представить доказательства в прокуратуру. Почему предпочтительнее видеокамера? Потому что подлинность изображения доказать проще, чем аудиозаписи (особенно цифровой).
Диагностика стекол автомобиля на светопропускаемость производится только в трех случаях…
постановка, транспортного средства на учет в ГИБДД;
прохождение технического осмотра Т/С;
проверка светопропускания стекол автомобиля на стационарном посту или отделении ГИБДД (только при отсутствии талона о прохождении технического осмотра Т/С)
Проверка светопропускной способности стекол, производится только прибором который называется «Тауметр – Блик». Этот прибор включен в Гос-реестр средств измерений за № 13477-92 и прошел метрологическую аттестацию Государственного стандарта.
Прибор обязательно должен быть опломбированным, быть подключенным к стационарному электричеству с напряжением 12 +/- 0,6В, проверка должна проводиться в помещении с температурой не ниже -10 градусов.
При выявлении несоответствия Т/С ГОСТу 5727-88
Инспектор ГИБДД не имеет право:
Снимать с транспортного средства регистрационные знаки (номера);
Задерживать транспортное средство или забирать его на штрафстоянку;
Направлять транспортное средство на вторичное прохождение технического осмотра, так как сроки ТО регламентируются правительством РФ (примечание к статье 12.1 КоАП), а не распоряжениями начальника ГИБДД;
Налагать запрет на эксплуатацию транспортного средства;
Заставлять владельца транспортного средства к немедленному снятию тонировки на месте проверки;
Производить детальную проверку транспортного средства, своевременно прошедшего государственный технический осмотр и имеющих талон ГТО (приказы МВД 297 и 329);
Инспектор ГИБДД имеет право:
Задержать водителя на срок до трех часов и сопроводить его в ближайшее отделение ГИБДД для составления протокола о правонарушении, если этого невозможно сделать на месте (ст.ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ). В тот же момент статьей 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства и сопровождение его на станцию для проверки технического состояния не предусмотрено. Арест на транспортное средство может быть наложен только в том случае, если оно является предметом или средством совершения административного правонарушения (ст.27.14 КоАП РФ).