Школа в очереди или в автобусе
Ну вот вы и добрались до места. Не исключено, что вас ожидает очередь, в которой придется провести не менее получаса. Пять минут ребенок усидит на месте, разглядывая ваших "товарищей по несчастью". А потом ему станет скучно. Но вы необычайно предусмотрительны, у вас в сумке найдется карандаш (ручка) и старая книжка или журнал, которые можно разрисовывать. Самое время поиграть в школу! Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев - учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу - ищем слоги или буквосочетания, потом - слова... Знаете, это ведь один из важнейших тестов при поступлении в летную школу: "О - подчеркнуть, А - зачеркнуть."
Любой журнал или книжка с картинками дает превосходный материал для развития фантазии и воображения. Закройте половину нарисованного предмета рукой или листом бумаги. Попросите ребенка угадать, что там.
Ну, а если вы стоите в очереди, где нет возможности присесть или уединиться в уголке, или едете в общественном транспорте, - запросто можно вспомнить про игры со словами. Пополняя лексический запас ребенка, вы незаметно для него (и для себя) можете подкорректировать его речевые проблемы и даже начать обучение грамматике.
Попробуйте простейшие словесные игры, например такие:
назвать наибольшее количество слов на заданный слог, допустим, "ре" - река, речь, решение, революция... Можно усложнить задачу, задавая дополнительное условие - слова должны состоять из определенного количества слогов. Скажем, двух: река, ребус, репа.
гребешок - загадываете буквы, например, Н и Т, и ищете слова, где эти буквы есть - нота, нитка, тон...
ответы наоборот. Задавайте своему малышу вопрос, ответ на который вы хорошо знаете, но просите его отвечать вместо "да" - "нет", вместо "черное" - "белое". Прекрасная тренировка внимания и сосредоточенности!
Если в транспорте нашлось укромное местечко, ехать вам не одну остановку, и ребенок еще умещается на ваших коленях, используйте ручку и калькулятор. Вы можете дать первый урок арифметики прямо в автобусе, приобщая ребенка к миру цифр и счета.
С помощью ручки можно сделать вот что: на каждом пальце малыша нарисуйте смешную рожицу. Если вы знаете логопедические приговорки типа "Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка", вам обеспечена увлекательная игра до конца вашей поездки, с возможным перенесением дальнейшего действия домой. Если нет - не беда, придумывайте истории на ходу; например, как Мизинец пошел в гости к Безымянному, как они здоровались, разговаривали, спорили, прощались. Вы можете дать замечательные уроки вежливости и правил общения с людьми.
Помните, как внимательно относился к внешности своих собеседников Шерлок Холмс и насколько ошеломляющие выводы он делал, основываясь только на наблюдательности. Поиграйте с ребенком в Шерлока Холмса. Конечно, не стоит громко обсуждать вслух своих соседей по вагону метро. Но поездка в автобусе, разглядывание людей на остановках и наблюдение за ними - занятие вполне допустимое и небесполезное. Спросите ребенка, как он думает, куда направляется этот мужчина с портфелем, женщина с сумкой, ребенок с ранцем? Обсудите, хорошее ли у человека настроение, придумайте ему имя и историю его жизни. Пофантазируйте вместе, подобные упражнения помогут ребенку впоследствии лучше разбираться в людях, делать правильные выводы.
Поверили, что время для занятий можно найти всегда и везде? И совсем необязательно отводить специальные часы для того, чтобы усердно заниматься чтением, счетом, развитием логики, памяти и полезных навыков. Принудительное обучение - верный способ навсегда отбить у ребенка желание познавать мир. Все можно делать на ходу, между делом.