Сейчас будет длинно. Потому что про науку.
(И эксперимент в конце — фотографии для него).
У нас есть Буфетеринг. Если кратко - это еда для вечеринок, с фуршетным размером блюд, которую отличает авторский подход повара и к рецептуре, и к дизайну. Она красивая и необычная. Такая… еда эпохи инстаграмм. (Подумали мы. Потому что мы сами, когда на фотографии смотрим, от одного вида испытываем вдохновение и аппетит).
Но тут мне (автору этой заметки, Костя меня зовут, очень приятно, будем знакомы) вежливо объясняют: это ты, мол, стоишь глазеешь и слюнные железы у тебя на полную работают, потому что ты эту еду уже ПРОБОВАЛ. А те кто нет, те ничего не поймут, даже страшно им будет, заказывать, например, фиолетовый бургер (там булочка из теста, подкрашенного свекольным соком). Ну это как синее яблоко - не факт, что кто-то вообще отважится попробовать.
Ладно, думаю, запилим в инстаграмм конкурс с фотографиями и разыграем три фуршетных сэта в комментах. Пятница, вечеринки. Если я прав, люди так впечатлятся одним только видом, что уж на коммент-то точно сподобятся.
Запилили. Правы были коллеги. Из наших десяти тысяч постоянной аудитории проснулось ну может процента три.
Тут я признаю свою серость и лезу в научные статьи узнать больше о чувстве вкуса.
Выяснилось несколько интересных вещей:
- субъективный вкус блюда для человека, складывается не только из сигналов от вкусовых сосочков языка, но и из запаха (это понятно), а также из внешнего вида.
- причем, стимулирует немедленное желание попробовать - только запах. Так уж устроила эволюция (или Господь :)), фиксируя блюдо глазами, человек, мгновенно и подсознательно вычисляет, зачем оно ему нужно. Цвет продукта свидетельствует мозгу об определённых содержащихся в нём, веществах. И, в дальнейшем забеге по своим делам, мы присматриваемся к остальной пище, попадающей в поле зрения, чтобы сохранить ее в памяти. А затем, опять же подсознательно, отобрать лучшие варианты, составить себе "сбалансированное" меню и избежать опасных продуктов.
- в то время как вкусный запах посылает сигнал "попробуй это немедленно". Это выяснил университет, делавший исследование по запросу суда г.Сан-Франциско. Суд искал доводы за запрет рекламы молока в городе. Тамошний крупный молокозавод придумал расклеивать на остановках автобуса наклейки с сильным запахом печенья, тем самым напоминая американцем заготовить его к приходу Санта-Клауса. Потому что уж молоко то они знают где взять (blink-blink). По результатам разбирательства рекламу молока посредством запаха печенья решено было запретить. И впредь — не допускать.
Я-то попробовал этот красный бургер и поэтому у меня слюна и рефлексы Павлова (это не в честь пирожного, а в честь физиолога). А те, кто его не пробовали - могут быть дезориентированы. В одном из экспериментов студентам, давали попробовать газировку, которую они точно знают на вкус, а глазам их показывали при этом, льющуюся газировку другого цвета. Когда их спрашивали что они пьют - подопытные путались и неправильно называли напиток.
Но больше всего меня поразило, конечно, что за восприятие каждого из вкусов в нашем мозгу отвечает определенная зона. Даже когда мы собрались-таки уже поесть, и вгрызлись в свой вкуснейший сэндвич — в зависимости от его вкуса у нас возбуждаются разные зоны коры мозга. И они существенно разнесены. Иллюстрация №5 показывает каким участком кортекса мы воспринимаем горечь, а каким - сладость. Также и с остальными вкусами. А раз компоненты вкуса - это деятельность разных участков мозга, то и соотвественно разная еда заставляет мозг работать по разному.
Если вы дочитали досюда, значит вы человек сильный духом и вдумчивый. Тогда вы, наверное, согласитесь поучаствовать в эксперименте. Мне нужно, чтобы вы посмотрели на фотографии. На них есть их исходные фотографии наших реальных бургеров, а есть обработанные. Напишите в комменты: а) какие реальные б) какие выглядят вкуснее.
Спасибо!