🌀 Советы от Пааты Амонашвили: 3 страсти ребенка, которые помогут в воспитании
Выдающийся психолог, писатель, социолог, человек с большим и добрым сердцем Паата Амонашвили определяет цель гуманной педагогики как привлечение детей к сотрудничеству. Он говорит, что каждому ребенку нужен учитель, наставник, который бы повел его по правильному пути. Как сделать так, чтобы дети сами захотели сотрудничать, читайте далее.
В одной из своих лекций для родителей и учителей Паата Шалвович выделяет 3 страсти ребенка - 3 естественные грани развития, которые помогут вести воспитательный процесс гармонично и эффективно.
🔵 1. Страсть к развитию.
Страсть к развитию - это желание ребенка активно двигаться, исследовать окружающий мир, интересоваться всем новым для него и необычным. И в этом стремлении взрослым следует поддерживать детей. Когда ребенок прыгает, бегает, резвится, изучает окружающее пространство - это естественная потребность, заложенная природой, приносящая ценный опыт для осознания себя в этом мире и для преодоления трудностей. Важно исключить все возможные запреты и с искренним энтузиазмом использовать эту страсть ребенка в воспитании и обучении.
Паата Амонашвили рассказывает, как однажды, будучи 4-летним мальчиком с зонтиком в руках и стоя на подоконнике, он решил попробовать полетать. Мудрые родители вовремя остановили его такое страстное стремление к экспериментам. Поэтому взрослым важно с разумом подходить к желаниям малышей, ведущим к опасности.
🔵 2. Страсть к взрослению.
Вспомните себя в детстве. Наверняка вам хотелось быть хоть на несколько лет старше. Природой заложено, что все дети хотят быть взрослыми. Часто родители или учителя могут подавить волю ребенка, указывая на его возраст, например, такими фразами: «Ты еще маленький!», «Тебе еще рано об этом думать», «Вырастешь - поймешь!» Этих выражений следует опасаться, так как они могут вызывать у детей ощущение своей незначительности. Важно давать малышам чувство взросления: «Ты - настоящий мужчина!», «У тебя все получится, ведь ты уже взрослый». Такие слова, если они сказаны от души, ребенок с удовольствием воспримет и будет стараться оправдать надежды, возлагаемые на него как на взрослого.
По мнению Пааты Шалвовича, страсть к взрослению позволяет вызвать у ребят энтузиазм в обучении любому предмету. Например, если детям сказать, что теперь они члены «Клуба настоящих ученых», то получать знания им будет намного интересней, а уроки пройдут весело и увлекательно.
🔵 3. Страсть к свободе.
Дети всей природой рвутся к свободе. Это не означает, что взрослые должны все позволять своему чаду. Важно подарить ребенку не саму свободу, а ощущение свободы в выборе, в решении вопросов. Например, чтобы мотивировать малыша тепло одеться, можно спросить: «Какую шапочку ты сегодня наденешь - красную или синюю?» Уже по умолчанию ребенок будет готов к теплой одежде, ощущая при этом свободу выбирать.
Подростку при оговаривании времени прихода домой важно уважительно объяснять причины, по которым не стоит задерживаться. Даже при каких-либо ограничениях ощущение свободы у ребенка останется, если он чувствует, что его выбор и мнение уважают. Вседозволенность же не приводит к внутреннему ощущению свободы, а лишь рассеивает внимание ребенка. Важно помнить, что дети нуждаются в рамках, в правилах, которые направляют их и дают чувство безопасности.
Благодаря образовательным проектам, лекциям, книгам Пааты Амонашвили, с каждым днем все больше детей и взрослых могут наполнять свое общение любовью, великодушием, добротой. Паата Шалвович является организатором множества мероприятий по воспитанию детей, под его руководством открыты школы, детские сады, детское телевидение с передачами и мультфильмами, созданными в соответствии с гуманным подходом к педагогике.