ВЕСНА - ВРЕМЯ ПОЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ "СТАЛЬНОМ КОНЕ" ПОСЛЕ ЗИМЫ
Как ни странно, наибольшие проблемы подстерегают весной «подснежников». Казалось бы, машина, «пережившая» зиму, должна срочно начинать рассыпаться на составляющие и проситься на автосервис активнее, чем собака на прогулку. Но нет. Как правило, «зимние» автомобили как ездили, так и продолжают ездить (конечно, если обеспечивается соответствующий уход). А вот автомобиль, простоявший зиму «на приколе», не очень-то рвется в бой
Естественно каждый автомобилист знает, что в сезон транспортное средство нужно вводить через диагностику и сезонное ТО (замену масел, жидкостей, расходных материалов). Но существуют проблемы, которые касаются непосредственно каждого автомобиля «пережившого» зиму и будь то авто в движении или на хранении в гараже. Первая из них — аккумуляторная батарея.
Традиционно считается, что наилучшее место хранения аккумуляторов — отапливаемое помещение, то есть хранить аккумуляторы нужно в тепле. Но это верно только, если речь идет об утреннем «холодном старте». Бесспорно, аккумулятор, «переночевавший» в тепле, дает больший ток, следовательно, облегчается пуск двигателя в холодное время. Однако то, что подходит для кратковременного хранения, совершенно не годится для долговременного. Дело в том, что тепло ускоряет реакции (вспомним школьный курс физики). И, разумеется, ускоряется и саморазряд аккумуляторной батареи (ведь аккумуляторная батарея — это сплошная химия, одна большая реакция), а также коррозия положительных пластин.
Сохранить работоспособность аккумуляторной батареи при хранении в теплом помещении — дело многотрудное. Был разработан следующий способ такого хранения. Из полностью заряженной аккумуляторной батареи сливают электролит и вместо него заливают 5-процентный раствор борной кислоты (в дистиллированной воде с температурой 80 ºС). При вводе батареи в действие нужно слить раствор борной кислоты, залить электролит и через некоторое время откорректировать его плотность. Этот метод подходит для сравнительно новых аккумуляторов. В старой батарее при переворачивании выкрашивается активная масса, которая может замкнуть пластины.
Тем не менее гораздо проще не мучиться, а хранить аккумуляторную батарею в живительной для нее прохладе. Например, на не отапливаемом балконе. В этом случае для расконсервации понадобится всего лишь подзарядить батарею. Правда, подзарядка — это еще половина дела. Еще одна проблема, которую несет весна аккумуляторным батареям, — коррозия контактов. Устанавливая батарею в автомобиль, рекомендуется выполнить следующие операции.
При установке на машину тщательно очистить выводы и зажимы от сульфатных наслоений, промыв раствором питьевой соды.
Затем из фетра или войлока толщиной 2–4 мм вырезать шайбы с внутренним диаметром по размеру штырей батареи и шириной кольца 5 мм.
Шайбы надеть на выводные штыри и смочить моторным маслом.
Штыри и внутреннюю поверхность наконечников клемм зачистить мелкой шкуркой, надеть наконечники на штыри, плотно затянуть и сверху смазать консистентной смазкой.
ПРИМЕЧАНИЕ Следует отметить, что вывод автомобиля из «зимней консервации» связан в основном именно с чисткой различных клемм и контактов. Многочисленные неисправности электрооборудования, проявляющиеся разнообразными способами и имеющие не совпадающую симптоматику, в основном связаны именно с окислением соединений. Следовательно, перед началом весенней эксплуатации нужно проверить все соединения клемм и контактов и по возможности очистить их от окислов.
Окисление контактов к весне — это «болезнь» не только «подснежников», но и «всесезонных» автомобилей. Подсоленная вода, которой полны зимние улицы, — не самая благоприятная «среда обитания» для автомобиля, зато прекрасное коррозионное средство и великолепный окислитель. Если бы нужно было разработать максимально дешевое и эффективное средство для ускорения окисления коррозии металла, то это, несомненно, была бы соленая вода. Поэтому любой водитель, независимо от того, «отдыхает» ли его автомобиль зимой или продолжает «бегать», должен уделить внимание контактам.
Обычно «всепогодные» водители весной особенно рьяно следят за состоянием автомобиля, особенно те, которые желают своему металлическому товарищу долгих и плодотворных лет жизни.
С окислением контактов традиционно связаны и различные отказы осветительных приборов автомобиля: либо не загораются те лампы, которые должны, либо загораются те, о которых и думать забыли (например, при включении сигнала поворота может не только замигать положенная лампочка «поворотника», но и все остальные, и автомобиль станет похож на новогоднюю елку). Значит, либо контакты окислились так, что ток не проходит туда, куда нужно, либо так, что образовались токопроводящие мостики туда, куда не требуется.
После ликвидации окислов можно (и нужно) подумать о масле и других технических жидкостях и в первую очередь проверить, есть ли следы течи. При необходимости масло следует долить.
Если же течь дала охлаждающая жидкость, то обязательно нужно выяснить, куда же именно она делась. Мне как-то пришлось проехаться на смеси воды и бензина (дефект прокладки головки блока цилиндров, в результате воду погнало в картер), и, честно говоря, эксперимент повторять не хочется. Все дружно считают, что мне очень повезло — поездка обошлась без последствий для двигателя. Но последствия могут быть, и очень неприятные. Ни один двигатель не любит смеси масла с водой или антифризом, и такие поездки — почти стопроцентный способ надолго вывести двигатель из строя.
Проверять следует и тормозную жидкость. Если не хватает, то необходимо долить, но заехать на СТО — пусть проверят, почему она потекла. Если же «сбежала» вся, то автомобиль должен следовать в ремонт исключительно с помощью эвакуатора, тут уже доливкой не обойтись.
Кстати, о тормозах. Все еще встречаются автомобилисты, которые, ставя машину на длительную зимнюю стоянку, оставляют ее с затянутым ручным тормозом и на передаче. Такая система хранения приводит к тому, что к весне тормоза «залипают». Автомобиль прекрасно заводится, но сдвинуться с места не в состоянии — тормозные колодки практически «приварились».
Как видите, весной основные проблемы поджидают «подснежников». Остальные просто продолжают эксплуатацию автомобиля, не забывая за ним ухаживать.
Есть один нюанс, который необходимо учитывать в том случае, если вы — «всепогодный» водитель. Зимние дороги совершенно нещадно посыпаются песком и также нещадно подсаливаются. Иногда даже не понятно, чего же на наших дорогах больше: соли или снега. А вода обладает способностью проникать везде. Причем даже в такие места, о которых и хорошие мастера не знают, не то что любители. Подсоленная же вода — это смерть металлу, то есть в первую очередь кузову автомобиля. Так что если автомобиль проездил всю зиму, с наступлением весны необходимо позаботиться о лакокрасочном покрытии. Наличие зимних антикоррозийных покрытий отнюдь не отменяет весеннее беспокойство, ведь за зиму автомобиль мог быть поцарапан, от перепадов температуры где-то могла потрескаться краска и т. д. Весенняя же водичка в сочетании с остатками зимней соли (а эта соль присутствует на самом кузове) дают громовую смесь. А песок — это самый настоящий абразив, который благополучно организует и трещины, и сколы лакокрасочного покрытия и может даже «отшлифовать» днище автомобиля, не говоря о более мелких деталях кузова.
Чтобы избежать такой печальной судьбы и сохранить свой автомобиль в целости, после зимнего сезона машину нужно тщательно вымыть и высушить. Причем желательно это сделать не на автомойке, а собственными руками, применяя щетки, губки и мягкие тряпки. В этом случае вы будете уверены, что от соли и песка отмыто все, что только можно отмыть. После мытья и сушки необходимо обработать все вновь появившиеся или проявившиеся трещины и сколы лакокрасочного покрытия, ликвидировать их, а кузов отполировать.
Случается, что «всесезонные» водители, тщательно готовившие свой автомобиль к зимней эксплуатации, забывают к весне сделать элементарную вещь — убрать утеплитель подкапотного пространства. А ведь то, что зимой благоприятствовало «холодному старту» и помогало эксплуатации автомобиля, весной вызывает перегрев двигателя.
ВНИМАНИЕ Готовя автомобиль к весне, не забывайте проверить, все ли, что вы «навесили» на него перед холодами, необходимо вам в теплое время года?
К зимним «примочкам», требующим замены с уходом холодов, относятся и шины.