🎪☀🎠Летний сезон открыт и развлечений для нас станет еще больше! В связи с этим, актуальный вопрос «Кто отвечает за жизнь и здоровье клиента?» ⚠⚠⚠
К нам обратился клиент – владелец одной из развлекательных площадок, в которой установлены детские аттракционы, батут, надувные горки и другие конструкции. Обратился с вопросом, как ему защитить себя в отношениях с клиентами.
Вопрос актуален, принимая во внимание то обстоятельство, что большинство из нас регулярно приобретает те или иные услуги, сопряженные с определенным риском для здоровья, а иногда – и для жизни. Мы ходим в бассейн, посещаем сауны, аквапарки, парки отдыха, катаемся на аттракционах, гироскутерах, горных лыжах, «ватрушках», «ледянках», снегоходах и так далее. Травмы у пользователей подобных услуг случаются постоянно, с завидным постоянством проводятся проверки, возбуждаются дела об административных правонарушениях и уголовные дела, однако ситуация не меняется.
Итак, вы – владелец, скажем, развлекательного центра, в котором есть аттракционы и батуты. Ваша деятельность регулируется:
- гражданским законодательством (в частности, положениями о договоре оказания услуг),
- законодательством об административных правонарушениях (ст. 14.4 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований») и
- уголовным законодательством (ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»);
- государственными стандартами. Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2009 № 663-ст утвержден и введен с 01.07.2010 для добровольного применения ГОСТ Р 53487-2009 "Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое. Требования безопасности. Методы испытаний". И хотя в приказе так и написано – для добровольного применения, существует практика привлечения предпринимателей к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за выявленные несоответствия указанному стандарту.
Есть еще ГОСТ Р 55515-2013 «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2013 № 542-ст.
Конечно, в том случае, если при посещении центра ребенок получит травму, в попытке доказать отсутствие вины можно вспомнить о том, что ответственность за жизнь и здоровье детей в силу законодательства несут в первую очередь их родители. Родители должны следить за своими детьми в детских комнатах (а не оставлять их, убегая за покупками, на попечение администратора), на батутах, на аттракционах, в бассейнах, аквапарках и в других местах, за исключением случаев, когда ими заключен договор, по которому ответственность за жизнь и здоровье их детей несет другое лицо (например, в детском саду, секции и т.д.). Да, вы можете проводить инструктаж по технике безопасности на аттракционах, хотя не обязаны делать это, можете даже дать родителям или другому взрослому лицу, сопровождающему ребенка, расписаться в том, что он несет все риски и ответственность за поведение ребенка в развлекательном центре и в случае получения травмы не станет предъявлять претензий. Но лояльность потребителей это не увеличивает. Скорее, наоборот.
Что же мы можем посоветовать в данном случае? Только страхование.
В России страхование ответственности организации либо жизни и здоровья ее посетителей обязательным не является. Однако, полагаем, что такое страхование возможно и даже очень желательно при ведении подобных видов деятельности.
Во-первых, это вызывает как минимум благосклонность потребителя и может служить вашей отличительной особенностью в борьбе с конкурентами. Тем более, что такого рода бонус посетителям является не слишком затратным.
Во-вторых, это существенно снижает ваши расходы в случае, если произойдет несчастный случай. Если при посещении вашего развлекательного центра получит травму ребенок, даже при отсутствии вины центра вы просто направите родителей в страховую компанию с необходимыми документами, где те получат страховое возмещение. Практика показывает, что это снижает до минимума желание потребителей предъявлять какие-либо претензии.
Уважаемые подписчики, а Вы как считаете? Оставляйте Ваши комментарии или участвуйте в нашем опроснике!