Сегодня поговорим о развитии ребенка в первый год жизни. А конкретно – о развитии его рук. Ручки малыша, их правильные двигательные навыки – один из самых заметных для родителей показателей здоровья их ребенка.
В первый месяц жизни сгибательные мышцы новорожденного еще находятся в повышенном тонусе, движения его ограничены. Кисти зачастую сжаты в кулачки. В два месяца ребенок уже более активен, хотя кисти рук по-прежнему большую часть времени закрыты. При выкладывании на живот, он уже может поднимать головку, опираясь на предплечья и двигать в этом положении ножками. Первыми у новорожденного созревают мышцы шеи, а, следовательно, развивается шейный отдел позвоночника. Нервы, которые отвечают за движение и чувствительность рук, исходят из нижнего шейного отдела (5-7 позвонки) и первого грудного позвонка. Поэтому, если у новорожденного в периоде бодрствования в 1-2 месяца ручки разжаты, а в 2 месяца он не держит головку – надо проверять шейный отдел позвоночника. В этот период ребенок настолько пластичен, что порой одного приема остеопата достаточно, чтобы восстановить нервное сплетение шеи.
СОВЕТ ОСТЕОПАТОВ: не отнимайте у новорожденного его кулачок, который он «находит», засовывает в рот и сосет. Это помогает ему изучить свое тело и позволяет начать связывать цепь рот-рука, первого звена в предречевой подготовке. Кроме того, сосание успокаивает ребенка. И лучше пусть он сосет кулачок, а не соску.
К началу третьего месяца конечности новорожденного расслабляются. Кулачки малыша частично раскрыты, он активно «молотит» руками. К концу третьего месяца он уже пытается протянуть руку и что-нибудь схватить. захватывает предмет, который касается его ладони или пальцев, сжимает и разжимает игрушки, и следит за движениями своей руки.
В конце третьего — начале четвертого месяца ребенок уже начинает поднимать голову из положения лежа на спине, пытается переворачиваться со спины на бок, а лежа на животе, твердо опирается на локти и предплечья и даже приподнимается. Лежа на спине, способен подолгу рассматривать свои руки. Если ему дать погремушку, он с удовольствием ею трясет.
В четыре - четыре с половиной месяца малыш переворачивается со спины на бок. С этого времени в положении лежа на спине он, увидев предмет, тянется к нему, хватает двумя руками и тянет в рот. Ручки, хронически сжатые в кулачки в этом возрасте, могут быть сигналом напряжения шейного отдела. «Вялые» ручки, отсутствие вышеперечисленных навыков может быть признаком, как проблем шеи, так и напряжения во всем позвоночнике ребенка. Если задержка развития ручек сопровождается быстро закрывающимся родничком, повышенной возбудимостью, плохим сном, то проблема может быть в черепе ребенка. Компрессия костей головы, нераспознанная родовая травма затылочной кости могут приводить как к повышенной реактивности нервной системы, так и к мышечной дистонии.
В данной ситуации самым эффективным методом лечения является После снятия глубокого напряжения с тела малыша, восстановления нервных цепочек к процессу лечения присоединяется массах и лечебная физкультура, которые помогают закрепить восстановленный правильный двигательный стереотип ребенка, укрепить ослабленные мышцы, снять нагрузку с напряженных.
К началу пятого месяца ребенок уже многое умеет. Лежа на животе, малыш свободно приподнимает туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, легко и быстро переворачивается со спины на живот. Ребенок направляет руки точно к предмету, который его заинтересовал. Вначале он берет игрушку двумя руками, затем старается удерживать ее одной. Теперь не только крепко держит игрушку, но внимательно и сосредоточенно ее рассматривает.
В шесть месяцев ребенок уже активно ползает на животе, пытается встать на локти и колени. Переворачивается с живота на спину и обратно. Шестимесячный ребенок, лежа на животе, способен опираться на одну руку, дотягиваясь другой до игрушки. Лежа на спине, малыш с увлечением играет со своими ногами, при этом голова его приподнята. Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот.
К концу седьмого месяца малыш уже начинает ползать на локтях и коленях. В это время он пытается садиться с четверенек, повернув таз в сторону и помогая себе ручками. Если у ребенка в руках игрушка, то он уже не просто хаотично размахивает ею, а, удерживая ее, вращает кистью, целенаправленно ударяет игрушкой об окружающие предметы.
ВНИМАНИЕ: часто в интернете задают вопрос. Почему ребенок бесконечно вращает кистями рук? В сочетании с задержкой физического развития и повышенной нервной возбудимостью это может быть патологическим двигательным стереотипом. Через кисти рук он пытается снять хроническое напряжение с области черепа и шейного отдела позвоночника.
В девять месяцев ребенок из положения сидя может встать, держась за перила кроватки. В этом же возрасте он начинает стоять. Может взять предмет 3—4 пальцами. Держась одной рукой за опору или руку взрослого, малыш делает шаги по направлению к игрушке, самостоятельно сидит на стуле.
В одиннадцать месяцев ребенок подолгу ходит при поддержке за одну руку, самостоятельно стоит. В возрасте 9— 11,5 месяцев малыш играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку. В захватывании предмета участвуют большой палец и кончики остальных. С 10-11 месяцев начинает играть в «ладушки»
В 12 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах, ходит при поддержке за одну руку или самостоятельно.
Иногда неопытные родители упускают последовательность этапов развития ребенка, больше прислушиваясь к советам знакомых и родственников, чем врачей. Порой мы слышим от мамы «не ползающего» малыша: «Это у него в меня наследственное. Я тоже не ползала, сразу начала ходить». В данной ситуации наследственности не бывает. Значит, правильному развитию этой мамы не уделили должного внимания. Тело ребенка должно пройти все заложенные природой этапы вертикализации. Это гарантирует ему в дальнейшем правильную осанку, здоровые внутренние органы, психологическую устойчивость и хороший интеллект. А правильное развитие ручек ребенка с большой вероятностью позволит избежать логопедических проблем и ошибок в правописании в будущем.
При отклонении в этапах развития ребенка мы рекомендуем обязательно обратиться к остеопату. В возрасте до года маленькое тело – пластилин, который очень быстро можно поправить, придав ему правильную форму. В случаях, когда мы сталкиваемся с тяжелыми задержками физического развития, например, в восемь месяцев ребенок отказывается лежать на животе, не переворачивается, не встает на четвереньки, после остеопатического лечения обязательно используется Войта терапия. Она позволяет, возвращая ребенка в ту самую временную точку, где началось отклонение в развитии, восстановить правильный двигательный стереотип. На третьем этапе лечения подключается массаж и лечебная гимнастика с использованием фитбола, которые закрепляют гармоничный мышечный тонус ребенка и еще больше развивают его двигательные навыки.
Также мы рекомендуем профилактические осмотры ребенка остеопатом перед каждым новым этапом его развития. Обычно, это 1й, 3й, 6й и 9й месяцы жизни.
Будьте внимательны не только к ручкам своего малыша, но и ко всему его телу и душе!
СПЕЦИАЛИСТЫ КЛИНИКИ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» ЖЕЛАЮТ ОГРОМНОГО ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ ДЕТЯМ!
ёнка